[груз. აფხაზეთის საკათალიკოსო] Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814).
В результате образования в VIII в. независимого от Византии Абхазского (Западногрузинского) царства (с центром в Кутаиси), к-рое охватывало всю территорию Зап. Грузии, возникла необходимость в оформлении независимости Абхазского царства также и в церковном отношении. В 1-5 списках епархий (лат. Notitiae episcopatuum) К-польского Патриархата (до сер. IX в.) фигурируют Лазская митрополия (включавшая 4 епархии в Зап. Грузии), Абазгийская и Никопсийская (см. Никопсия) архиепископии, но начиная с 6-го списка (кон. IX - нач. X в.) они уже не упоминаются, что свидетельствует о выходе этих территорий из-под церковно-адм. юрисдикции К-поля. Абхазские цари чувствовали себя достаточно самостоятельными в церковных делах.
По словам Иоанна Сабанисдзе, автора жития св. Або Тбилисского, в 80-х гг. VIII в., «защищенная от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Чёрного м. до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах ее нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она все еще «являлась достоянием царя христолюбивых ионян [греков], престол которого находился в великом городе Константинополе» (Кекелидзе. С. 34). К кон. VIII в. преемник Леона I, его племянник Леон II, опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена адм. реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на 8 эриставств, во главе к-рых были поставлены представители местной знати. В IX-Х вв. христ. культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; К-польский патриарх Николай I Мистик († 925) в письмах к абх. царям Константину III и его сыну Георгию II подчеркивал их важную роль в распространении христианства на Сев. Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (922-957) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) Церковью самостоятельности, но и серьезный рост ее политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского гос-ва второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником гос. политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской Церкви значение, т. к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) еще была сильна власть греко-визант. духовенства. Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников» (КЦ. Т. 1. С. 265). Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960-969), в царствование к-рого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии.
В VIII-IX вв. в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся К-польскому Патриархату, богослужебным языком был греч. Араб. завоевание Картли, территория к-рой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата, вызвало массовую миграцию картлийского населения в Зап. Грузию, принесшую постепенное проникновение в культурные и церковные сферы Зап. Грузии восточногруз. (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на груз. языке «Слава и величание грузинскому языку» Иоанна Зосима (Х в.) и «Житие Григола Хандзтели», автор к-рого Георгий Мерчул (Х в.) отметил, что «церковная служба и молитвы в Картли (имеется в виду объединенная Грузия.- Авт.) творились на груз. языке за исключением кирие елейсон» (Георгий Мерчул . С. 8), на основании чего можно утверждать, что уже к кон. IX в. греч. язык в богослужении уступил место груз.
В IX-X вв. велась интенсивная борьба за объединение отдельных груз. царств и княжеств. Баграт IV (1027-1072) вел борьбу против децентрализации царской власти в Грузии и за воссоединение оставшихся независимыми княжеств Кахети и Эрети с единой Грузией и ликвидацию Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату. Он считал одной из главных своих задач налаживание на новом уровне культурных связей с внешним миром, и в первую очередь - с Византией. При нем были продолжены традиции монастырского строительства, у истоков к-рых стояли прп. Григорий Хандзойский и царь Димитрий II Абхазский. Баграт IV установил переписку с прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и пригласил его в Грузию, чтобы «нас,- как писал царь,- вскормить и научить в святости вашей и чтобы Господу поднести в дар души наши» (Житие Георгия Святогорца. С. 156-157). Св. Георгием были составлены поучения для наследника престола Георгия II (1072-1089), с к-рым святой провел много времени в душеполезных беседах и наставлениях. Местом проповедей и поучений св. Георгия в Абхазии был основанный Георгием II Абхазским Чкондиди - резиденция абх. епископов и один из крупных адм. центров Грузии. Он принял исповедь от «самого царя, католикоса, священников, диаконов, черноризцев и монахов, вельмож и князей, богатых и бедных... Так и просветил он весь Восток - сей Богом просвещенный человек» (Там же. С. 157-161). Св. Георгий приобрел многих учеников, среди к-рых агиограф называет еп. Кутаисского Илариона и неизвестного ему по имени епископа Чкондидского.
С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата.
Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасиcской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в.
Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба, где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в ХI-ХII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. ХI в. до 2-й пол. ХIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.
Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури.
Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. ХIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель).
В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р. Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» (მცნება(?)ბულლეტ... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (ბიჭვინტის... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией (მცნება(?)ბულლეტ... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) (ბიჭვინტის იადგარი // ჟართული... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г.
В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская, Бедийская и Моквская епархии.
В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV, объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети, что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (შეწირულების... С. 880-881). В одном из документов Абхазский католикос-патриарх Малахия I (Абашидзе) называет себя даже «Вселенским патриархом».
Во 2-й пол. XVI в., во время патриаршества Евдемона I (Чхетидзе), в результате усиления османской агрессии против Абхазского княжества, опустошения сел и городов, а также натиска горских племен Сев. Кавказа и феодальной междоусобицы резиденция Абхазского католикоса была переведена из Бичвинты в мон-рь Гелати, кафедрой стала ц. вмч. Георгия, где кафедра и находилась до конца существования А. К. Сюда же была перенесена одна из главных святынь Католикосата - Пицундская (Бичвинтская икона) Божией Матери, написанная в 1568 г. по заказу Евдемона I, о чем сообщается в надписи на самой иконе. Однако Бичвинтский собор все же оставался Патриаршим - в нем долгое время совершались епископские хиротонии и освящение св. мира. Евдемон I возобновил в Гелатском мон-ре 2 церкви - Пресв. Богородицы и вмч. Георгия, восстановил также Бичвинтский и Моквский храмы. Своей церковной политикой Евдемон I содействовал укреплению центральной власти в Имерети во время правления царей Баграта III и Георгия II (1565-1583 или 1585). В 40-х гг. XVI в. им был созван церковный Собор, в к-ром по приглашению Евдемона I участвовал и католикос-патриарх Вост. Грузии, что позволило считать Собор общегрузинским. В уложении Собора строго запрещалась торговля крепостными, были упорядочены и восстановлены ввиду сложных политических обстоятельств нек-рые позабытые церковные правила. Евдемон I составил т. н. Права католикосов (კათალიკოსთა სამაღთალი), к-рые были известны на всей территории Грузии.
В 1616 г. католикосом Абхазским стал сын кн. Гурии Георгия II Малахия II (Гуриели). По его повелению в 1622 г. был составлен важный документ - «Большая приходо-расходная книга Абхазского Католикосата», в к-рой дается перечень обширных владений и крепостных А. К. Являясь одновременно князем Гурии (1625-1639), Малахия II пожертвовал Католикосату множество родовых земельных угодий и церковных книг. Католикос поддерживал деловые отношения с находившимися в Зап. Грузии католиками-миссионерами, по просьбе царя Имерети Георгия III он вел сложные переговоры с прибывшим в Грузию иран. шахом Аббасом I, неоднократно совершавшим разорительные походы в Картли и Кахети и стремившимся полностью истребить местное население (только в Кахети погибло 100 тыс. и 200 тыс. чел. было угнано в рабство в Иран). В 20-х гг. XVII в. в Грузии вспыхнуло восстание против иран. ига во главе с Великим Моурави (высшая адм. должность) Картли Георгием Саакадзе, с к-рым Малахия II неоднократно вел переговоры относительно хода восстания.
Связи Грузии с Россией, прерванные в период монголо-татар. ига, были возобновлены в XV в., а в XVI-XVIII вв. приняли регулярный характер. Груз. правители неоднократно обращались с просьбой к рус. правительству об оказании военной помощи Грузии, также ставился вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. Видную роль в дипломатических отношениях с Россией играли и высшие церковные иерархи Грузии. В 1640 г. Абхазский католикос-патриарх Максим I (Мачутасдзе) принял рус. послов Ф. Ельчина и П. Захарьева, приглашенных кн. Одиши Леваном II (Дадиани) (1611-1657). Максим I показал послам Моквский мон-рь и хранимые там святыни, познакомил их с историей и культурой Грузии. Неск. раз принимали рус. посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева, приглашенное царем Имерети Александром III (1639-1660), католикосы Максим I и Захария (Квариани).
По личной просьбе католикоса-патриарха Захарии кн. Одиши Вамех III (Дадиани) отдал во владение А. К. церковь в с. Сенаки, а кн. Одиши Симеон II (Гуриели) - храм в с. Акети. Католикос Захария был видным гос. деятелем, сыгравшим важную роль в политических событиях в Зап. Грузии. Как офиц. представитель Грузии он присутствовал в 1645 г. на церемонии присяги на верность царя Имерети Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в «Книге верности».
Во время правления католикосов-патриархов Давида (Немсадзе) и Григория II (Лордкипанидзе) в Абхазии, выделившейся в самостоятельное княжество в 30-х гг. XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями.
Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I, к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия).
Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г. в крепости Георгиевск дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789-1790 гг. католикос-патриарх Максим II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II. Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иран. шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Вост. Грузия была присоединена к России, в 1803-1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Зап. Грузии. В 1814 г. (по другим данным в 1820 г.) А. К. был упразднен Российской империей, а Церковь в Зап. Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, к-рым и управлялась до 1917 г.
(см. карту). Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский мон-рь (Имерети), основанный в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль мон-ря входят неск. строений, в основном XII-XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель, св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрий I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II. На территории княжества Имерети находилось еще неск. известных груз. мон-рей и храмов: Джручский мон-рь, XI в. (Сачхерский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский мон-рь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в к-ром покоились мощи святых мучеников Давида и Константина, князей Аргветских; мон-рь Шио-Мгвимский, XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII-XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский мон-рь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник груз. архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси - Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч. Георгия, IX в., знаменитый росписями XIV в.
В пров. Гурия (юж. часть А. К.) находятся 2 мон-ря - Джуматский (Озургетский р-н) с кафедральным Архангельским собором, XVI в., и росписью XVI-XVII вв., где хранилась известная золотая икона вмч. Георгия, XI в., пропавшая после ограбления храма (оклад иконы хранится в ГЭ), и Шемокмедский мон-рь (Озургетский р-н), XII-XVI вв., где находилась кафедра епископа Шемокмедского,- центр груз. культуры с известной б-кой.
Сев. пров. Сванети известна храмом Лагурка мон-ря св. Ивлиты и Квирике, XII в., с росписью 1112 г.
В центр. пров. Одиши находятся такие известные памятники архитектуры, как Мартвильский мон-рь, VII в. (с. Мартвили),- кафедра Чкондидского епископа; кафедральный собор Никорцминда, построенный в 1010-1014 гг. и имеющий росписи XVIII в.; цаишский Богородицкий храм, XIII-XIV вв.,- епископская кафедра с IX в.; храм Цаленджиха (Цаленджихский р-н), XIV в., с росписями к-польского иконописца Мануела Евгеникоса и Хобский мон-рь (Хобский р-н), кон. XIII в., с росписями XIII-XIV вв., в к-ром хранились многие святыни: частицы мощей св. Иоанна Крестителя, мч. Квирике, вмч. Георгия Победоносца (в наст. время хранятся в Историческом музее г. Зугдиди). Одна из главных святынь А. К.- хранящийся в Хобском мон-ре хитон Пресв. Богородицы, о к-ром сообщается в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария», в записках рус. послов Ельчина и Захарьева (1640), Иевлева и Толочанова (1650-1652), а также у франц. путешественника Ж. Шардена и католич. миссионеров Ламберти и Дзампи.
Самая зап. пров. А. К. Абхазети известна Бичвинтским (Пицундским) кафедральным собором во имя Пресв. Богородицы, X-XI вв., где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, являющаяся главной святыней А. К. Также на территории Абхазети находятся Бедийский мон-рь с кафедральным собором епископа Бедийского, кон. X в., в к-ром погребен его основатель и ктитор Баграт III, чье изображение можно увидеть на фреске храма; трехнефный Моквский кафедральный собор, X в.,- кафедра епископа Моквского, где в наст. время находится одна из резиденций католикоса-патриарха всея Грузии Илии II; однонефная Илорская ц. вмч. Георгия, нач. XI в., и купольный храм Дранда, VIII в.